СМ5 - для студентов

Диплом

Двадцать минут позора и ты инженер

  1. Выбор темы, руководителя и даты защиты
  2. Бюрократические формальности
  3. Технологический раздел
  4. Организационно-экономический раздел
  5. Экология и безопасность жизнедеятельности
  6. Рецензия, отзыв руководителя и т.д.
  7. Оформление диплома
  8. Защита
  9. Банкет

Выбор темы, руководителя и даты защиты

На наше счастье дипломниками руководит Козлов В.И., со всеми вытекающими последствиями. Он "как огня" боится руководство и особенно Зеленцова, поэтому все делает заранее. В октябре нужно подать Козлову бумажку примерно следующего содержания:
Студент: Иванов Иван Иванович
Руководитель: Петров Иван Иванович
Тема дипломного проекта: "Разработка системы консервирования НЛО"
Рецензент: к.т.н Сидоров Иван Иванович — нач. отдела НИИПП
Желаемый срок защиты: 1
.

Бумажка должна быть обязательно подписана руководителем. Вся эта информация нужна Козлову в октябре, что бы во время отчитаться перед деканом. Вместо дипломного проекта можно указать дипломной работы или магистерской диссертации. В данном случае рецензент — это формальность, его можно потом поменять, но что-то написать нужно, иначе Козлов не отстанет. Он может спросить, что такое НИИПП. Защита дипломов проходит в июне, для этого отводятся 4 дня, например, 16, 18 , 24 и 26 июня. Желаемый срок защиты — это номер дня по порядку, если ничего не указать Козлов сам распределит по дням. К 6 курсу руководители почти у всех выбраны, однако еще не поздно поменять. От руководителя многое зависит.

Формулировка темы не так важна, как выбор руководителя, однако в 2008 году были проблемы — темы назначались руководством кафедры. После того, как все темы сдали, Козлов, Хохлов и Лихоеденко немного их урезали, и в таком виде подали служебную записку Зеленцову на утверждение тем. На мой взгляд существует 3 причины, по которым были изменены темы:
1. Тема должна отражать тематику кафедры
2. Тема должна быть не очень длинная, что бы поместиться в диплом (печатным образом) и в амбарную книгу (рукописным способом)
3. Личная прихоть вышеуказанных деятелей.

Печатает дипломы (вкладыши и приложения) и пишет в амбарной книге Лидия Михайловна, секретарь Хохлова. Она мне сказала, что темы, которые длиннее (примерно 70 символов) могут не поместиться.

ЧТО ДЕЛАТЬ если тему поменяли? Если тема устраивает - не парится! Если тема не устраивает - нести Козлову записку с новой темой, желательно не длиннее 70 символов, подписанную руководителем. Если козлов будет отпираться нести записку сразу декану, о том, что "по неизвестным мне причинам тема диплома в служебной записке не соответствует выбранной мной и руководителем теме. Прошу изменить тему на ...". Или коллективную жалобу на руководство кафедры, ох их Зеленцов взгреет.

P.S. С одной стороны Козлов сам по себе "лоханулся" не сказав, что темы должны быть короткие, ведь он их видел, когда принимал. Но с другой стороны, эта троица во главе с Хохловым, поступила "не очень хорошо", изменив темы в одностороннем порядке.

P.P.S. Выбирайте тему покороче!

Бюрократические формальности

Основная работа над дипломом должна начинается в марте, к этому времени должны быть зданы все зачеты и эказмены.

  1. Нужно сходить в деканат и отдать зачетку в обмен на бланк титульного лист и задания на диплом. При себе необходимо иметь ПАСПОРТ.
  2. Зайти в Лидии Михайловне (секретарь Хохлова) и взять у неё бланк отзыва руководителя и календарный план. Календарный план можно выкинуть, а отзыв нужен и не подшивается в записку.
  3. Нужно выяснить рассписание приема консультантов по различным разделам диплома, обычно — это 1-2 раза в неделю. Ислледовательский и конструкторский разделы — спросить у руководителя. По технологии — спросить у Суворова, когда он принимает. По экономике — посмотреть на кафедре ИБМ-2 (стенд с рассписанием на 5 этаже корпуса ИБМ). По экологии — посмотреть на кафедре БЖД (стенд с рассписанием на 6 этаже корпуса Э).
На титульном листе и под заданием на соответствующий раздел диплома должна стоять подпись консультанта.
Список предметов, идущих в диплом

Технологический раздел

Технологический раздел подписывает Суворов Сергей Витальевич, его рабочее место в 521М (Жураковский), принимает обычно в 514М (лабы Козлова).

Технологический раздел обычно включает описание технологии производства печатных плат или инструкцию по настройке прибора. На листе обычно структурная схема стенда испытаний или рабочего места настройщика.

Организационно-экономический раздел

Организационно-экономический раздел подписывает Мохов Константин Николаевич, принимает он обычно на 5 этаже ИБМ или на нашей кафедре.

Первый раз Мохов не смотрит текст — можно только сдать на проверку, поэтому можно передать через кого-нибудь. Второй раз в любом случае нужно беседовать. Мохов иногда забывает проверить работу ко второму разу и проверяет тут же вовремя беседы. Он читает не очень внимательно, особенно после второго раза, и может сказать что "здесь надо рассмотреть ...", или "а почему у вас в таблице трудоемкость ...". Обычно ответы на все его вопросы уже есть в тексте, просто он не внимательно читал. Что бы сразу отвечать на все вопросы и не ходить к Мохову по 5 раз, нужно хорошо знать весь текст экономического раздела. Мало кто хорошо представляет все, что у него написано, поэтому принцип трех попыток действует не всегда.

Методички по написанию организационно-экономического раздела:
  1. Смирнов "Учебное пособие по выполнению организационно-экономической части дипломных проектов исследовательского профиля" ссылка
  2. Организационно-экономическая часть дипломных проектов конструкторского профиля: Учеб. пособие/М.И.Ипатов, Ю.В.Скворцов, Н.Н.Савченко и др.; Под ред. М.И.Ипатова, — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во МГТУ, 1990. — 136 с. ссылка
  3. Н.Н.Савченко Планирование и технико-экономическое обоснование научно-исследовательских работ, включающих процессы моделирования: Методические указания по разработке организационно-экономической части дипломных проектов расчетно-теоретического и исследовательского характера; Под ред. Ю.А.Абрамова, — М.,1976 — 46 с. ссылка

Экология и безопасность жизнедеятельности

Экологию у нас принимал Переездчиков, он всеми силами старается избежать общения со студентами и поэтому пишет записки с замечаниями. Работы он не читает, а только просматривает заголовки, поэтому важно, что бы они соответствовали некому его плану.

  1. Характеристика проектируемого объекта и разрабатываемого технологического процесса с точки зрения охраны труда и защиты окружающей среды
  2. Расчет (заземления, освещения или вентиляции)
  3. Защита окружающей среды (подбор фильтров)
В 99% случаев действует принцип 3-х подходов. Если на третий раз он все же не хочет подписывать работу, то можно исправить на месте, а он скажет "ну, я конечно вам подпишу, но на защите вас спросят."

Библиотека кафедры экологии и промышленной безопасности, там есть ну очень много разных ГОСТОв, СНиПов, СанПиНов и других нормативных документов, а так же методички с примерами расчетов.

Рецензия, отзыв руководителя и т.д.

Рецензия и отзыв руководителя не подшиваются к записке. Официальный пример рецензии от Павлова Г.Л.

Оформление диплома

Основным документом диплома, в котором приводиться вся информация о выполненных работа является расчетно пояснительня записка (РПЗ), которая должна оформляться в соответствии с требованиями ГОСТов. Вот самые важные:

  1. ГОСТ 2.105-95 Общие требования к текстовым документам
  2. ГОСТ 2.106-96 Текстовые документы
  3. ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления

Настоятельно рекомендую, хотя бы проглядеть, эти стандарты, особенно ГОСТ 7.32-2001. В этих стандартах есть ответы на самые частые вопросы по оформлению:

Методические указанию по написанию диплома для магистров и специалистов выпущенные нашей кафедрой. Оби методички ссылаются на ГОСТ 7.32-2001, но у меня полное ощущение, что авторы не его не открывали. Я бы рекомедовал руководствоваться требованиями ГОСТов, а не методичек.

Используя Google можно легко найти рекомендации по оформлению в других ВУЗах. Там встречаются очень дельные замечания и примеры оформления. Вот некоторые рекомендации:

  1. Руководство по дипломному проектированию металлорежущих станков и режущих инструментов (УГТУ)
  2. Методические указания по оформлению курсовых и дипломных проектов (НГТУ)
  3. Рекомендации по оформлению дипломных проектов (СПбГТИ)
  4. Выдержки из "Положения о дипломном проектировании" (МИФИ)

Подавляющее большинство студентов оформляет свои работы в Microsoft Office Word, но очень не многие умеют пользоваться всей мощью возможностей этой программы. Что бы написание РПЗ не превратилось в борьбу с Word-ом, позволю дать несколько советов.

  1. Используйте стили форматирования. Ибо одним кликом можно изменять оформление ВСЕГО документа.
  2. Используйте автоматическую нумерацию заголовков, рисунков и таблиц. А так же ссылки на эти номера в тексте, которые обновляются автоматически.
  3. Используйте автоматически формируемое содержание на основе заголовков (страницы обновляются автоматически).
  4. Используйте волшебный стиль "очистить формат", если Word ведет себя не так, как вам бы хотелось.
  5. Не вставляйте пробелы, табы и пустые строки. Для всего этого есть стили форматирования. Загляните на сайт wordexpert.ru, там есть ответы почти на все вопросы по Word-у.

Защита

Текст доклада нужно НАПИСАТЬ заранее и выучить, подготовленная речь производит намного лучшее впечатление. Для репетиции обычно проводят предварительную защиту. Доклад необходимо начать со слов "Здравствуйте! Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии, Вашему вниманию предлагается дипломный проект на тему ..." Доклад должен быть не более 5-7 минут (2 листа 14 шрифтом с одинарным интервалом). В докладе нужно отразить актуальность темы, что конкретно сделано и какие получены результаты, при этом опуская подробности реализации. В конце желательно сделать вывод.

После доклада положено задавать вопросы, обычно 5-10. Типовые вопросы:

Оценка обычно заранее известна и вопросы задаются из необходимости или из любопытства, а не с целю "завалить".

Всех преподавателей кафедры делят на 2 комиссии примерно по 10 человек. В каждой комиссии защищается по 4-5 студентов. Комиссия с Шахтариным обычно начинает раньше времени и относится к студентам более лояльно. Листы крепят скрепками к Козловским плакатам и вешают на ручки шкафов, скрепки дает Филонов или Федосеев. Когда все защитятся объявляют результаты, после этого нужно комиссию пригласить на банкет.

Банкет

Банкет нужно рассчитывать на 10 дипломников и 10 препадователей, так как заходят не все. Обычно заходят руководители защитившихся и завсегдатые: Шахтарин, Козлов, Мохов, Жураковский. Spar открывается в 8:30.


Для комиссии
Вода минеральная 0.5 л*10 бутылок
Сок 4 л
Пластиковые стаканчики 24 шт

После защиты
Шампанское 3 бутылки
Вино 2 л
Водка 1.5 л
Коньяк 1.5 л
Вода минеральная 3 л
Сок 6 л
Огурцы маринованные 1 банка
Помидоры свежие 1 кг
Огурцы свежие 1 кг
Бананы 1.5 кг
Яблоки 1.5 кг
Мандарины 1 кг
Нож для резки овощей и фруктов 1 шт
Соль 100 г
Хлеб нарезанный 1 черный и 1 белый
Колбаса, ветчина, сыр — нарезка 1.5-2 кг
Мусорные мешки 60 л*10 шт
Тарелки 40 шт
Вилки 24 шт
Пластиковые стаканчики 50 шт
Салфетки 1 пачка
Скатерть 2 шт
Сайт создан в системе uCoz